Предаукционная выставка пройдет в выставочном зале московского представительства РАД в Гостином дворе (Хрустальный пер., д.1) с 09 по 17 ноября 2012.
На выставке будет представлено 170 работ, которые будут выставлены на аукцион 17 ноября 2012 года. Основа коллекции - русская и западноевропейская живопись конца XIX - XX веков, изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства, в том числе произведения фирмы К. Фаберже.
Среди топ-лотов живописной части - выдающиеся художники XIX-XX века - Иосиф Крачковский, Михаил Нестеров, Константин Маковский, Аркадий Рылов, Юлий Клевер, Станислав Жуковский, Арсений Мещерский, Илья Занковский.
Также аукционный дом представит ряд уникальных ювелирных изделий работы русских мастеров конца XIX – начала XX века. Среди самых ценных - изделия фирмы К. Фаберже. Например, пепельница со свастикой, созданная по заказу Императрицы Марии Федоровны, очевидно в подарок для своей невестки. А также необычный медальон в виде шестиконечной звезды с изображением Мадонны с младенцем. Это редкое изделие, не выставлявшееся с 1970-х годов, сегодня впервые выходит на рынок.
В отдельный раздел выделена антикварная книга. Все издания представляют несомненную коллекционную ценность. Как, например, легендарная книга русского авангарда – Александр Рубакин «Город. Стихи». Париж, 1920. Обложка и рисунки выполнены Натальей Гончаровой. Тираж книги составлял всего 325 экземпляров, из них первые 25 были изданы на старой китайской бумаге ручной выделки. Выставленный на торги экземпляр - № 3. Не менее интересно первое русское издание романа В. Набокова «Лолита» 1968 года.
Отдельное место на выставке займет знаковая коллекция фотографических работ ведущих классиков отечественного и мирового искусства. Подбор работ охватывает период с конца XIX века до современных дней, начиная с работы мастерской фотографа Императорского двора Карла Буллы «Лев Толстой с сестрой Марией Николаевной» и заканчивая работами ныне здравствующего классика Леонида Лазарева. Среди лотов стоит особо отметить известную работу Александра Родченко «Маяковский с собачкой Скотиком» (Эстимейт 5000-6000 $).
Зарубежные авторы представлены работой Маргарет Бурк-Уайт снятой в 30-х годах в Российском посольстве в Америке. Работы Бурк-Уайт являются желанной находкой для любого европейского аукциона, а на открытых торгах в России этот автор представлен впервые.
По традиции аукцион фотографии собрал первую плеяду звезд отечественной фотографии, таких как Иван Шагин, Евгений Халдей, Семен Фридлянд и другие. При небольшом на этот раз списке работ, каждая из них представляет несомненный интерес для коллекционеров и любителей фотографии.
Примечательна работа классика советской и российской фотографии Валерия Генде-Роте, запечатлевшая приезд Софи Лорен в СССР в 1965 году.

* * * * *
ИЗБРАННЫЕ ЛОТЫ АУКЦИОНА
ЖИВОПИСЬ

Константин Егорович Маковский (1839-1915)
«Кокетка». 1889 г. Холст, масло. 70х59 см

 

Константин Маковский – знаменитый русский художник, автор жанровых произведений, масштабных историко-жанровых сцен, великосветских портретов.

Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, его учителями были М.И. Скотти, А.Н. Мокрицкий, С.К. Зарянко – все ученики К. Брюллова. В 1858 году К.Е. Маковский переезжает в Петербург и поступает в Императорскую Академию художеств. В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии К.Е. Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. После разрыва отношений с Академией художеств Маковский присоединился к артели художников Ивана Крамского. Здесь художник пишет ряд картин, сюжет которых – повседневная жизнь.
В 1870 году К.Е. Маковский с сотоварищами основывает «Товарищество передвижных художественных выставок». В 1880-х годах он пишет портреты и исторические картины.
Представленная работа является одним из блестящих портретов, написанных знаменитым и чрезвычайно популярным художником.
Эстимейт: 600 000 – 700 000 у.е.

Иосиф Евстафьевич Крачковский (1854–1914)
«Глицинии в цвету». 1898 год. Холст, масло. 22 × 16,5 см.

 

Иосиф Крачковский – живописец, мастер лирического пейзажа. Родился, жил и работал в Петербурге. В 1871–1879 годах учился в Петербургской Академии художеств. Его учителем был замечательный художник и педагог М. К. Клодт. Одна из первых работ художника в 1876 году была приобретена П. Третьяковым для своей коллекции. В 1879 году И. Е. Крачковский был награжден большой золотой медалью за картину «Вечер», выпущен из Академии со званием классного художника I степени и правом пенсионерской поездки за границу. С 1880 по 1884 год путешествовал по городам Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии. За это время создал большое количество натурных этюдов, написанных под влиянием французских художников. Участник выставок Академии художеств (1872–1894), Товарищества передвижных художественных выставок (1891–1893), Петербургского общества художников (1893, 1894) и многих других. Значительную часть наследия художника составляют южные пейзажи Крыма, Кавказа, юга Франции и Италии. В своем творчестве И. Е. Крачковский придерживался традиций академического реалистического пейзажа. Персональные выставки И. Е. Крачковского состоялись в 1902 году в Петербурге, 1908 году в Париже и Ницце.

Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и во многих музейных и частных собраниях России и зарубежья.
Эстимейт: 25 000–28 000 у. е.

 

Михаил Александрович Зичи (1827–1906)
«Портрет великой княгини Марии Николаевны». Бумага на картоне, акварель, белила, графитный карандаш. 65 × 55 см.

 

Михаил Зичи – один из крупнейших художников-иностранцев, работавших в России во второй половине XIX века, представитель академизма, виртуозный рисовальщик и акварелист, почетный член Императорской академии художеств (1898).

В 1847 году был приглашен Великой княгиней Еленой Павловной в Петербург для преподавания рисования Великой княжне Екатерине Михайловне (1848–1849). Давал частные уроки живописи и рисунка в домах петербургской знати – Паниных, Давыдовых, Толстых.
В 1858 году за этюды с изображением коронации Александра II был удостоен звания академика акварельной живописи. В 1859–1873 и 1883–1906 годах занимал должность придворного живописца и стал хроникером придворной жизни.

Представленная акварель является свадебным портретом Великой княгини Марии Николаевны. Она изображена практически без украшений в скромном венчальном платье, что объясняется особым характером событий. Великая княгиня летом 1853 года тайно обручилась с Григорием Александровичем Строгановым (1824–1878) и 4 ноября 1856 года обвенчалась с ним.
Произведения Зичи находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Государственном музее-заповеднике «Павловск», Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А. С. Пушкина и других.
Эстимейт: 140 000–160 000 у. е.

 

Александр Давидович Древин (Древиньш) (1869–1938).
«Закат». 1930 год.Бумага, масло. 16 × 22 см.

 

Александр Древин – один из лидеров русского авангарда 1910–1920-х годов. В 1908–1914 годах учился в Рижской городской художественной школе под руководством известного пейзажиста В.К. Пурвита. В 1915 году переехал с семьей в Москву и вступил в объединение «Бубновый валет».

В 1918 году экспонировал произведения на 1 й выставке картин профсоюза художников-живописцев Москвы. Участвовал в организации в Москве музея современного искусства, некоторое время возглавлял Музей живописной культуры. В 1920 году женился на художнице Н. А. Удальцовой. В 1920 году был приглашен на должность профессора ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские), где преподавал на протяжении десяти лет до самого закрытия института. В 1921 году принял участие в выставке «Мира искусства». В 1927 году стал одним из учредителей и активных экспонентов Общества московских художников.

В 1928 году состоялась совместная выставка произведений А.Д. Древина и Н.А. Удальцовой в Государственном Русском музее в Ленинграде. Основная часть его творческого наследия позднего периода – пейзажи, созданные по мотивам его многочисленных творческих поездок на Алтай, Урал, в Армению.

Произведения Александра Древина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музее современного искусства в Салониках (Греция), Государственном художественном музее в Риге и других.
Эстимейт: 10 000–12 000 у. е.

 

Георгий Анатольевич Пожедаев (1894–1977)
«Портрет Игоря Стравинского». 1961 год. Бумага, смешанная техника. 50,5 × 39,5 см.
Провенанс: из коллекции Сержа Лифаря.

 

Уникальный портрет Игоря Стравинского, где он изображен со знаком ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Портрет находился в коллекции Сержа Лифаря, известного танцовщика труппы Сергея Дягилева «Русские cезоны». В последние годы своей жизни Лифарь был вынужден продать часть своей коллекции. О причинах такого решения он писал в письме к наследникам в 1975 году: «Сегодня я имею лишь скромную пенсию от Парижской оперы, поэтому не в состоянии сохранить коллекцию. Меценаты обошли меня вниманием, я вынужден попрощаться с этой сокровищницей русской культуры, «отпустить на волю» все книги и альбомы, чтобы они стали достоянием историков, библиотек».

Георгий Пожедаев – русский театральный художник, график. Потомок старинного дворянского рода Годуновых. С 1908 года брал уроки рисования у Я.Ф. Ционглинского. Учился в МУЖВЗ в 1915-м году. В 1916 году перешел в Императорскую Академию художеств, где занимался у Д.Н. Кардовского и Г.Р. Залемана. В 1917 году оставил учёбу и поступил декоратором в «Интимный театр». Позже работал для театров Петрограда и Москвы (Большой театр). В 1920 году эмигрировал в Румынию. Работал в Национальном театре в Бухаресте. Переехав в Прагу, исполнял декорации для труппы Анны Павловой.
С 1925 года работал в Париже для театра «Летучая мышь», оформлял спектакли русского репертуара в Мадриде и Барселоне. В 1937 году оставил сценографию. Писал пейзажи Парижа и Прованса, натюрморты, создавал графические портреты.

Иллюстрировал произведения русской классики – Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, не изданы. В 1953 году удостоен звания «Кавалер ордена Почетного легиона» (1953).
Работы художника находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в коллекции театрально-декорационного искусства Н. Д. Лобанова-Ростовского.
Эстимейт: 8 000–10 000 у. е.

ФОТОГРАФИИ

Александр Михайлович Родченко
«В. Маяковский со Скотиком». 1926 г.

Винтажная печать, желатино-серебряный отпечаток. На обороте авторский штамп: «Фото Родченко». 145х95 мм.
Эстимейт: 5 000 – 6 000 у.е.

 

 

 

Мастерская К. Буллы
«Л. Толстой со своей младшей сестрой Марией». Винтажная печать к.XIX – начала XX века. 167х227 мм.
Эстимейт: 1 500–2 000 у.е.

 

 

 

 

 

Семен Осипович Фридлянд
«На вокзале». 1920-е гг.

Поздняя печать, желатино-серебряный отпечаток. 300х200 мм.
Эстимейт: 500–600 у.е.

 

 

 

 

 

 

 

Леонид Николаевич Лазарев
«Галина Уланова». 1958 г.

Пигментный отпечаток на баритовой бумаге.
390х570 мм.
Эстимейт: 4 000–4 400 у.е.

Валерий Альбертович Генде-Роте
«Софи Лорен в Кремлевском дворце». 1965 г.

Винтажная печать, желатино-серебряный отпечаток. На обороте подпись: «В. Генде-Роте. Большой кремлевский дворец. Зал заседаний Верховного Совета СССР. Места президиума». 235х163 мм.
Эстимейт: 500–600 у.е.

 

 

 

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Пепельница Фаберже
Нефрит, серебро 88 пробы, алмазные розы. Ручка и оправа выполнены из серебра и декорированы алмазными розами. Санкт-Петербург. Фирма Фаберже. Конец XIX века.

Именник мастера «ВА» (Виктор Аарне), «Фаберже», «88, скрещенные якоря», процарапанный инвентарный номер «3850».

Ручка пепельницы выполнена в виде символа свастики. Этот символ имел большое значение и для семьи последнего русского императора. Императрица Александра Федоровна, которая всегда опасалась потерять трон сначала из-за отсутствия сына, а затем из-за его неизлечимой болезни, была очень суеверна. В дневниках императрицы, практически на всех обложках и многих известных открытках, которые она рисовала сама, есть свастика. Также она рисовала эти знаки на стенах любых помещений, где ей приходилось жить.

Вероятно, пепельница была заказана Марией Федоровной у Фаберже в качестве одного из рождественских подарков для своей невестки Александры Федоровны. По сохранившимся финансовым документам императрицы Марии Федоровны в РГИА, в счете от 12 января 1898 года за предметы, приобретенные государыней, под номером 3850 стоит «пепельница, жадеитовая чашка, серебряная оправа. 150 рублей».

Предмет является великолепным образцом ювелирного искусства Фаберже и представляет собой огромную коллекционную, художественную и историческую ценность.
Эстимейт: 25 000–30 000 у. е.

 

Медальон в виде шестиконечной звезды с изображением образа Мадонны с младенцем
Золото, эмаль, алмазные розы.
Предположительно мастер, Эрик Колин, фирма К. Фаберже. Конец XIX века.

 

Медальон снабжен пружинным механизмом: лучи шестиконечной звезды раскрываются при нажатии на кнопку, расположенную в нижней части медальона. Внутри медальона находится круглая миниатюра с изображением Мадонны с младенцем. С внутренней стороны лучи звезды покрыты ярко-голубой эмалью и украшены алмазными розами. Вся наружная поверхность медальона покрыта гравированным орнаментом. Реставрация эмали на одном из лучей.

Аналогичный медальон (но с миниатюрой «Господь Вседержитель») работы Эрика Колина продавался на аукционе Sotheby’s в 1976 году. Sotheby’s. Russian works of art. December, 10, 1976, New York.
Эстимейт: 22 000–25 000 у. е.

 

Брошь «Роза».
Золото 56 пробы, опаковая эмаль, алмазные розы. Клейма: Петербургского пробирного управления – «56 и скрещенные якоря», именник мастера «М•П». Процарапанный фирменный инвентарный номер «59018».
Санкт-Петербург, 1898 год. Фирма К. Фаберже.

Мастер Михаил Перхин – знаменитый петербургский ювелир, один из лучших мастеров фирмы Фаберже. Происходил из крестьян Олонецкой губернии, талантливый мастер-самоучка. С 1884 года – ведущий мастер фирмы Фаберже. В мастерской, которой он руководил, были выполнены лучшие произведения фирмы, в том числе 28 императорских пасхальных яйц. Столь популярная в эпоху модерна цветочная символика нашла свое отражение и в творчестве Михаила Перхина: именно он является автором таких выдающихся произведений русского ювелирного искусства, как императорские пасхальные яйца «Ландыши», «Клевер», «Букет лилий».

Представленная брошь «Роза» работы Михаила Перхина является великолепным образцом ювелирного искусства мастера: она сочетает в себе изысканную элегантность стиля модерн и
высочайший уровень технического исполнения. Неуловимые переходы нежных оттенков опаковой эмали невероятно реалистично передают природную красоту цветка розы. Предмет представляет собой уникальную коллекционную, художественную и историческую ценность.

Согласно архивным сведениям, в финансовых документах Кабинета Его Императорского Величества за 1898 год, относящихся к закупке предметов в связи с поездкой вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Данию, имеется счет от фирмы Фаберже, в котором под инвентарным номером «59018» числится «брошь, эмаль и розы». Брошь была приобретена Кабинетом Е.И.В. 1 января 1898 года за 87 рублей.
Эстимейт:10 000–12 000 у. е.

Дата публикации: 
пятница, ноября 2, 2012 - 16:45